Из воспоминаний Батьки Пругло. Материалы, посвященные 40-летию первого запуска РН "Протон"  

19 марта 1964 года, начальник полигона генерал-майор артиллерии Захаров Александр Григорьевич в 16.00 вызвал меня из двойки на десятку, в штаб.
После доклада, он приказал, чтобы завтра я начал формирование новой войсковой части для обслуживания технической и стартовой площадки и испытания самой мощной ракеты страны УР-500 (8 к 82). Соответственно, утром представиться начальнику инженерно – испытательного управления (ИИУ) инженер-полковнику Меньшикову В.И. Накануне, вечером позвонил полковнику В.Н.Юрину о получении этого распоряжения. Валентин Николаевич пожелал мне успехов на новом поприще.
С трудом, попутным транспортом, добрался на 92 площадку и прибыл представляться новому непосредственному начальнику инженер-полковнику Виктору Ивановичу Меньшикову.
Из части Заблоцкого на комплектование 19 ОИИЧ (отдельная инженерно-испытательная часть) передавались группы: подполковника Тарасова Н.И. –стартовая и подполковника Переверзева – техническая, обе сокращенного состава. Вспомнил, внутренний порядок группы Переверзева был наилучшим, обрадовался. По какой-то причине подполковника Переверзева, переданного группой в нашу часть, отозвали обратно. Где он потом оказался не знаю, ибо в в/ч44108 он так и не проходил службу. А был толковым, грамотным, дисциплинированным и отличным командиром, организатором дела и службы.
20 марта, мною был подписан первый и второй приказы. О вступлении в командование частью и о назначении временно исполняющих должностных лиц – и.о. начальника штаба, и.о. заместителя по РВ (ракетному вооружению), и.о. заместителя по тылу. Получив от Заблоцкого ГАЗ-69А с шофером, отправился с начальниками групп Переверзевым и Тарасовым на 92 пл. в громадный МИК. Накоротке ознакомившись, в нем с Тарасовым убыли на старт – 81 площадку.
На левом старте пусковой установки (ПУ) - кол. Правая – громаднейший котлован. Вокруг – горы песка. Оборудование разбросано по всей территории площадки, частично огражденной проволочным ограждением. Тысячи людей и сотни единиц землеройной и другой строительной техники. Строится котельная , КПП у въезда, а в готовом виде служебные здания (32 сооружения) – главный приют офицеров управления, военной приемки, представителей ЦПИ-31 (центральный проектный институт) и фирмы Бармина. Воды еще нет, но есть бетонная и железная дорога от стартовой площадки.
Чтобы разобраться в этой кутерьме понадобились недели. Площадка вся в котлованах для различного рода сооружений, подземных ходов и развязок. Все гудит, все в дыму и пыли.
Николай Петрович Тарасов подсказал, что здесь необходимо значительное время, чтобы понять суть замысла. Сам он был уже полностью в курсе всех работ и накоротке ввел меня в суть замысла: что и где, и что к чему?
На площадке работали два мощных военно-строительных УНР (Управление начальника работ), под командованием полковника Сахарова и подполковника Лобушкина и УНР механизаторов. На месте правого старта внизу на минус пятый этаж от нуля выкладывались фундаменты и строились помещения для старта, стартового и заправочного оборудования. Тарасов, стараясь перекричать рев техники, сорвал голос. Впредь, до окончания строительства мне пришлось обходить площадку с мегафоном, даже с моим командным голосом было трудно справиться. Оборудование под монтаж на СП шло со всех заводов нашей необъятной Страны. Разгружалось где попало и где было свободное подходящее место, не считаясь с планировкой и с тем, что завтра его надо будет перекантовать в другое место, т.к. здесь надо было рыть землю и строить какие-либо коммуникации. Личного состава и техники не хватало. Солдатами и сержантами еле обеспечивались караулы и охранные команды уже частично построенных пультовых и всего оборудования на площадке. Отойдя в сторону с Тарасовым обговорили, хотя в чернове, и хотя бы на день-два вперед, план наших работ и действий. До прибытия заместителей решили посменно находиться на старте. Планерки со всеми строителями и монтажными организациями вначале проводил он, а после вел их я или мои заместители.
Для размещения личного состава части выделили: две 3-х этажные казармы, в одной из них еще проводились отделочные работы, два барака ДЩ (дощато-щитовых) под штаб, службы части и для офицерского общежития. Строились: солдатская столовая, штаб и складские помещения у ст.Западная. Также строились: гостиничный комплекс, офицерские столовые и гостиница Люкс для ИТР Генерального и главных конструкторов. В перспективе шла стройка казарменного фонда, гаражей с центральным отоплением и клубов. Площадка 95 уже имела вид военного городка. Полным ходом шло строительство 95, 92, 93, 90, 94, 96, 82, 97 и у строителей за железной дорогой (пл.95а).


Подготовка к первому пуску


Технологическую ракету заправлять штатными компонентами ра-кетных топлив нельзя. После заправки и слива компонентов ракета представляла бы собой пороховую бочку, готовую взорваться в любое время. Ее нельзя хранить не то что в МИКе, но даже в поле. Поэтому было принято решение: вместо ядовитого гептила (горючее) запра-вить ракетным керосином, вместо окислителя амила – 43,5%-ным спирто-водочным раствором (улучшенной водкой). Для получения этой водки необходимо было заготовить 300 куб. м дистиллированной воды. Котельная 95 площадки могла дать за сутки 0,4 куб. м дистил-лята. Основное количество дистиллята мы получали на площадке 10 из ТЭЦ по 3 – 4 куб. м в сутки. С января по март включительно, дис-тиллят был доставлен и залит в емкости хранилища окислителя (со-оружение № 6), а затем в них же был перекачан спирт. Барботажем (переливание) получили заложенную в техническом задании смесь. Емкости горючего (сооружение № 7) наполнили керосином.
Заправка ракеты – опасная операция. В процессе заправки отраба-тывались и уточнялись инструкции по действиям расчетов и по эва-куации личного состава с площадки 81 в заранее выбранные районы.
Вначале производится сухая заправка ракеты сжатыми газами до давления, указанного в техническом задании. Операция эта не менее опасная, так как более 700 куб. м газа при давлении в 3,5 атмосферы в случае разрыва любого из баков ракеты – это бомба мгновенного дей-ствия.
После проверки герметичности стыков, клапанов и в целом раке-ты, давление с нее стравливалось. Как показал эксперимент, один из дренажно-предохранительных клапанов на магистрали горючего ис-пытаний не выдержал и был заменен исправным. На второй день со-стоялась заправка компонентами топлив – комплексные испытания всех систем заправки. Прошла она удачно, но был выявлен дефект магистрали слива остатков из заправочных магистралей окислителя в нейтрализационную станцию старта. Несколько кубов водочки выли-лись у этой станции. Хорошо, что в это время весь личный состав был в эвакуации, и в этот раз водочка ушла в песок… Это считалось нор-мальными издержками комплексных испытаний старта.
После испытаний и наддува сжатыми газами ракетно-космический комплекс был готов к «пуску». В процессе всех проверок и осмотра ракеты и всех систем заправки был отработан еще один важный эле-мент – слив ракетных топлив в хранилища. Слив прошел безукориз-ненно. После проведения этих операций были составлены акты о го-товности старта к пуску летной ракеты, которая к этому времени уже испытывалась. Правый старт тоже готовился к пуску. Освобождались хранилища от лжекомпонентов в специальные железнодорожные цис-терны для керосина и спирто-водочных остатков. При сливе окисли-теля по чьей-то халатности произошло переполнение емкости на станции нейтрализации окислителя, и через дренажно-предохранительный клапан произошел выброс порядка десяти кубометров водки. ЧП – водка течет рекой. Даю команду начальнику автослужбы: «Не-медленно прибыть на старт с заправщиком с соляркой». У ручья и наши, и строители с кружками, чайниками, ведрами и кастрюлями. Быстро обильно полили все реки и лужи соляркой. Организовали ох-рану и засыпку пролитого добра грунтом. Важно то, что нейтрализа-ционные емкости не были заполнены ядовитыми растворами для ней-трализации, могло бы произойти массовое отравление людей. В этот раз обошлось. Цистерны с водкой опечатали, на каждую физико-химическая лаборатория Полигона за подписью начальника подпол-ковника Савинского Василия Васильевича выдала паспорт-сертификат. С учетом этих сертификатов составили акт на проливы и потери спирта и списали с учета недостачу, а эшелон с водкой сдали предприятию Р-6601 для сопровождения и сдачи водки на водочный завод в Москву. То ли в пути часть водки испарилась, то ли предста-вителей Челомея на водочном заводе «провели», но в итоге оказалось, что восемнадцать тонн исчезло.
В заправке и сливе компонентов РТ серьезнейшим образом труди-лись офицеры отдела наземного оборудования (начальник Милько Сергей Прокопьевич), отдела корпуса ракеты, двигательных устано-вок и систем заправки (во главе с подполковником Андроповым Ива-ном Федоровичем и всеми расчетами нашей первой группы). Были четко отработаны документы, графики, маршруты, время и места эва-куации расчетов группы после исполнения задачи. Также отрабатыва-лась связь с районами эвакуации, на случай вызова отдельных расче-тов на старт для производства аварийных работ. Прошли тренировки по действиям аварийно-спасательной команды и поискового отряда. Тренировки проходили в близкой к реальности обстановке, с полной экипировкой инструментами, металлорежущими приспособлениями и пожарно-санитарным обеспечением. Часть тщательно готовилась к первому лётному пуску новой «незнакомки». С примерочно-установочным макетом расчеты ознакомились и, изучив, подружились.
Комплексные проверки всей аппаратуры и заправочных коммуни-каций стартового комплекса и ракеты четко стыковались. Но это же учебная, а как покажет летная? Как ракета поведет себя при испыта-ниях на старте и как стартует?!?
Усилия боевых расчетов технических групп были сконцентриро-ваны на испытания ракеты-носителя и космического объекта «Про-тон» в МИКе, а стартовиков – на подготовку стартовых систем к пус-ку ее. Для подготовки космической лаборатории «Протон» из подраз-деления части была создана нештатная группа во главе с майором Смирновым.
Главнейшая задача стартовой команды – прием в заправочные системы штатных компонентов ракетного топлива: несимметричного диметилгидразина (горючее) и четырехокиси азота (окислитель). Оба эти компонента – сильно-ядовитые жидкости, объемы заправки вели-ки. Работать с ними надо всем номером расчета в специальной одеж-де, с использованием изолирующего противогаза.
Сам изолирующий противогаз – опасность. Нередко регенератив-ный патрон после его взведения в нем отказывал, а вследствие этого кислород в маску противогаза не поступал, и человек падал в обмо-рок. И если с этого человека вовремя не сорвать маску, он погибает. Такие случаи уже были известны. Поэтому при пуске регенеративно-го патрона всех заправщиков учил: «Взведи регенеративный патрон. Повдыхай из трубки кислород, если дышать стало легче, тогда наде-вай маску». Но регенеративный патрон может вначале дать порцию кислорода, а после прекратится регенерация. Для избежания несчаст-ных случаев с ИП-46, номерам расчета одиночно запрещалось рабо-тать. С тем, чтобы избежать гибели людей, у нас было установлено: одну работу выполняют трое, в крайнем случае, два номера расчета. Они должны внимательно следить друг за другом. Если человек в ИП-46 упал, тут же надо сорвать с него маску, пусть даже в ядовитой атмосфере, и сразу вынести его на свежий воздух. Этим спасали жизнь многим товарищам.
Гипоксия (кислородное голодание) при надетой маске противогаза и не поступление от регенерации кислорода происходит молниеносно в течение нескольких десятков секунд. Сам человек отсутствие ки-слорода не ощущает, но мозг его, сохраняя себя, вбирает весь кисло-род, а другие органы, оставшись без кислорода, теряют силу. Человек уже не имеет ни разума, а главное, сил снять маску и в обморочном состоянии падает. Помня это, мы страховали и боролись за жизнь друг друга. И в то же время, в загазованные парами компонентов топ-лива помещения входить без ИП-46 и в одиночку категорически за-прещалось. С этими дилеммами мы справлялись успешно, не допус-тив гибели или отравления людей.
На 81 площадку стали поступать уже цистерны, на которых напи-сано «Яд», «Огнеопасно».
В емкости хранилищ горючего и окислителя (6 и 7 сооружения), со всеми предосторожностями и со строгим соблюдением инструкций при работе и мер безопасности, начался слив компонентов. Оба хра-нилища были рассчитаны на прием 500 тонн. Для безопасности при работе с компонентами шестое и седьмое сооружения находились друг от друга на значительном удалении. Между ними была большая рессиверная, где хранились сжатые газы, тоже небезопасная часть стартовой позиции.
В один из майских дней 1965 года при сливе окислителя из одной емкости в другую произошел взрыв. Громадную крышку электроза-движки, с двигателем и самой задвижкой, как бритвой срезав все ше-стнадцать болтов, вырвало и подбросило под потолок. После взрыв-ного хлопка 7 сооружение заволокло красно-вишневым облаком. ЧП! Сразу туда! У сооружения с наветренной стороны трое в спецкостю-мах и противогазах. Всё красно-коричневого цвета, будто из цветного фантастического фильма. Начальник расчета старший лейтенант, сняв противогаз, докладывает: «ЧП, произошел взрыв. Людей там нет». Командую: «Надеть противогаз и немедленно выводить расчет в об-мывочно-дезактивационный пункт для проведения себя в порядок!»
А из открытой стальной двери валом валит темно-красный дым окислителя. Отрадно то, что дежурный по площадке сразу включил сирену «Тревога», а ветер относил пары окислителя в степь. Так как операции по сливу и переливу выполнялись вручную из бункера (третье сооружение), операторы, с получением сигнала тревоги, не-медленно закрыли все электрозадвижки магистрали окислителя, утеч-ка его была незначительной. Но самое важное, что расчет, наблюдав-ший за ходом операции, четко выполнил все инструкции и не понес потерь. Для расследования взрыва создается аварийная комиссия под руководством начальника отдела корпуса ракеты, двигательных уста-новок и заправки подполковника И. Ф. Антропова, представителей организаций В. Н. Челомея, В. П. Бармина и нашей 19 ОИИЧ.
После вентиляции, дезактивации и нейтрализации сооружения, комиссия установила: «Взрыв произошел из-за соединения четырех-окиси азота со спирто-водочной смесью».
Дело в том, что спирто-водочная смесь была удалена из всех сис-тем, в том числе и продувкой сжатыми газами. Корпус взорвавшейся задвижки представлял собой большую бочку, внизу задвижки корпус имел форму полусферы, повернутой днищем вверх. Там-то и могло остаться до трех ведер спирто-водочной смеси.
С тем, чтобы исключить подобное, комиссия предложила провес-ти ревизию на всех электрозадвижках магистралей окислителя. Даль-нейший прием окислителя из емкостей проходил нормально. С радо-стью вздохнули: «Обошлось! Обошлось без ЧП и без потери людей». Это радовало больше, чем представленный мне на утверждение акт о полной готовности правого старта площадки 81 (объекта 333) к пуску лётной универсальной ракеты «Геркулес».

Первый пуск "Протона"
Напишите мне



Используются технологии uCoz